Ребенок в год не умеет жевать. Как научить ребенка жевать кусочки пищи. Значение формирования жевательного рефлекса. Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Моему сыну 1,5 года, и у нас полная беда с питанием. Ребенок совсем не умеет жевать и накормить его очень тяжело. Опишу ситуацию: 1. Ребенок ест, но пищу из блендера и только строго определенный набор блюд. Суп любой, но в виде пюре. Кашу практически всякую, но только без комочков и достаточно жидкую, чтоб можно было без труда проглотить. Причем кашу "из коробочек" мы не любим, она слишком сладкая. Я варю крупу сама, измельчаю и перетираю всё. Из питья только компот из сухофруктов из бутылочки с соской. 2. Весь март и апрель этого года мы очень тяжело болели. Острая кишечная инфекция, потом она сменилась герпесной ангиной, которой мы переболели аж 2 раза очень тяжело, потом полезли зубы, и мы были у стоматолога-хирурга, нам прорезали десны, после чего ребенок совсем не ел 2 дня вообще ничего. После этого ребенок отказался от всей еды, и весь прикорм я вводила заново. Сейчас май, и мы кое-как вышли в рацион до болезни. 3. Чтобы накормить ребенка, необходимо соблюсти ритуал. Надо сесть на стульчик, привязать слюнявчик, на столе увидеть любимую посуду. Если по каким-то причинам что-то не сделали, еды не будет. Едим мы строго в определенное время. Никаких перекусов, только питьё компота, потому как носимся как сумашедшие, потеем сильно и писяемся. 4. Пробовали усадить ребенка за общий стол. Мамина еда, будь ты хоть триджы голоден, вызывает жуткое отвращение по форме, содержанию, на ощупь, по запаху. Ни за что на свете он её в рот такую гадкую не затолкает. При этом у ребенка жуткое выражение лица, когда он докасается до любого кусочка: хлеб, сушка, кусочек яблока, огурец. В общем, чем бы вы не предлагали позабавить малыша за общим столом, я уже это делала неоднократно. У нас полное равнодушие, безразличие к пище. За своим столиком то же самое. Еда в виде кусочка в руках не вызывает ничего, кроме отвращения. 5. Личный пример ни к чему не приводит. Показываю, как надо есть. Сын выхватывает у меня их рук еду и начинает меня ею докармливать. Пытаюсь отвернуться или объяснить, что это твое, тут же скандал - ешь и всё. О том, что надо жевать, речи не идет. Чуть более густое пюре вызывает жуткий дискомфорт. Ребенок бы и рад проглотить, но ему тяжело. Морщится, но глотает. А потом отказывается от еды. Еще мы находимся на гв. Пока бросать не хочется, потому что у нас не вылезли все зубы, а во рту опять все разбарабанило. В прошлый раз во время голодовки ребенок грудь сосал. Поэтому если прекратить гв, то мы можем совсем остаться без еды в случае, если опять придется прорезывать десны. В быту сын практически ничего в рот не толкает. Было время, что кубики обсасывал. Теперь вообще ничего во рту не находится. Палец иногда свой посасывает и все. У меня два вопроса: 1. Как научить ребенка двигать ртом, чтоб что-то мусолить? 2. Как вызвать интерес к пище, чтоб хоть что-то в нас заталкивалось?

Обычно родителям приходится прилагать усилия, чтобы их малыш освоил какой-то новый для себя навык. Так же обстоит дело и с введением в рацион крохи твердой пищи. Малютка отказывается пережевывать и глотать кусочки еды, предпочитая привычные измельченные до пюре и перетертые продукты. Современные педиатры отмечают, что подобная тенденция наблюдается все чаще.

Причина такого явления заключается в том, что мамочки не хотят утруждать себя приготовлением пищи для малютки и кормят его готовыми детскими смесями и пюре, а эти продукты имеют жидкую пюреобразную консистенцию, и крохе не нужно прилагать усилий, чтобы съесть их. Как же приучить ребенка жевать твердую пищу? В каком возрасте стоит бить тревогу, а когда нет оснований для беспокойства?

Ребенок далеко не всегда соглашается принимать новые правила игры. Порой родителям приходится сталкиваться с истериками и желанием малыша есть сугубо привычную для него пищу – жидкую и пюрированную

Такой необходимый навык жевания

Молодые родители задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка жевать? Казалось бы, настанет момент, и малыш самостоятельно освоит этот навык. В действительности, если крохе не предлагают вовремя твердые продукты, это приводит к проблемам и плачевным последствиям. Формирование жевательного рефлекса – необходимый процесс, он влияет на:

  • здоровье зубов – нежелание и неумение крохи жевать может привести в итоге к нарушению прикуса и прочим стоматологическим проблемам;
  • работу пищеварительной системы – мягкая еда, которую можно просто проглотить, не смачивается слюной, что приводит к нарушению процесса выработки пищеварительных ферментов, а желудок становится «ленивым», в результате в будущем малютку ожидают многочисленные проблемы с ЖКТ;
  • процесс развития речи – неумение жевать приводит к возникновению трудностей с речью и произношением отдельных звуков в будущем, так как мышцы, участвующие в артикуляции, не тренируются и теряют тонус.

Если у ребенка не будет сформирован вовремя жевательный навык, то кроха может просто-напросто начать лениться и капризничать. В возрасте 2-3 лет малютка предпринимает первые попытки манипулирования взрослыми, он осознает, что можно заплакать или поджать губы, в итоге мама сдастся и предложит ему протертые продукты.

Зачем ему стараться и прилагать усилия для пережевывания твердых кусочков пищи? Не стоит идти на поводу, иначе это обернется гораздо большими проблемами в будущем.

В каком возрасте учить ребенка жевать?

Жевательный рефлекс формируется у малышей в раннем возрасте – еще до момента, как начнут прорезываться первые зубки. В возрасте 6 месяцев кроха активно отправляет в рот разнообразные предметы, чтобы почесать десна. Важно не упустить этот момент и периодически давать малютке специальное приспособление – резиновый прорезыватель, с помощью которого будут развиваться и жевательные мышцы. Такой прием поможет избежать в будущем проблем с переходом к другому виду пищи.

В давние времена деткам предлагали твердый продукт (например, кусочек яблока), завернутый в марлю, который они могли подолгу мусолить во рту и пытаться разжевать. Сегодня мамочки используют гораздо более удобное приспособление – ниблер. Он также предназначен для формирования и развития жевательных навыков. Предлагать его нужно малышу в 7-9 месяцев. Заменить ниблер можно и обычной сушкой. Полезных веществ, конечно, этот продукт не содержит, но он станет отличным тренажером.

В возрасте 9-10 месяцев крохе можно давать кусочки овощей и фруктов. Если малыш откажется от такой еды, через некоторое время предложите ему этот продукт снова. В итоге ребенок все-таки возьмет кусочек в рот.

Некоторые родители полагают, что твердые продукты малышу до 1 года совершенно ни к чему. На самом же деле, они помогают развивать и приводить в тонус жевательные мышцы. В будущем у малыша не возникнет сложностей с пережевыванием кусочков пищи, а также формированием речевых навыков.



У современных мамочек есть удобный помощник, который как раз и отвечает за формирование жевательного навыка – ниблер. Приспособление помогает ввести в рацион ребенка твердые фрукты и овощи

Что делать, когда время уже упущено?

Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре – с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.

Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.



Находясь за семейным столом, ребенок сможет разглядеть пищу родителей и попробовать ее. Специалисты советуют не возбранять ребенку делать это – так проблема решится за несколько раз без усилий

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:

  • Родителям придется попробовать себя в роли актера, объясняя малышу причины, по которым сегодня на обед нет привычного жидкого пюре. Например, можно сказать, что сломался блендер, поэтому пища теперь будет только в виде кусочков, или придумать что-нибудь еще.
  • Можно дать малышу какое-либо лакомство кусочком – допустим, ломтик мармелада или пастилы.
  • Стоит использовать в своих целях и склонность малышей к подражанию другим детям или взрослым. Например, можно пригласить к себе гостей с детками примерно такого же возраста, тогда кроха увидит, что его ровесники отправляют в рот еду в виде кусочков, заинтересуется и попробует поступить так же.

Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости. Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата. Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: