Тибетский календарь стрижки волос. Тибетский календарь Календарь стрижки волос по Тибетскому календарю

ПPЕДНАЧЕPТАНИЯ ПО ДНЯМ PОЖДЕНИЯ

Предсказания даются на дни лунного (синодического) месяца, отсчитываемого от новолуния и содержащего неполные 30 дней. Чтобы определить, в какой лунный день вы родились, следует подсчитать, на который по счету день после новолуния приходится ваша дата рождения. Это можно сделать по календарю или по эфемеридам. Однако эти предсказания можно отнести и просто ко дню рождения (числу месяца). Pодившиеся 31- го числа входят в последнюю группу (относятся к 30 числу).

Pодившиеся в 1, 7, 13, 19, 25 дни месяца живут в богатстве и роскоши. Их дом не оскудевает. Они легко добиваются успеха и прославляют своих родителей.

2, 8, 14, 20, 26 - эти люди крепки, подобно деревьям в лесу. У них сложный, неуживчивый u‘p‘jrep. Однако их ждет судьба людей знатных или богатых.

3, 9, 15, 21, 27 - счастливая судьба. Могут сделать хорошую карьеру на государственной службе. Мягкий, приветливый характер. Они легко сходятся с людьми, забывают нанесенные обиды.

4, 10, 16, 22, 28 - рожденные волею Неба.

Наделены государственной мудростью. Имеют многодетную дружную семью. Приближены к высшим кругам. Но должны оберегать дом и имущество.

5, 11, 17, 23, 29 - старательны, трудолюбивы.

Окружены заботой и любовью ближних. Счастливы в семье.

6, 12, 18, 24, 30 - им определена высокая судьба, но в обыденной жизни они испытывают много трудностей.

Учитывается и то, в день какого животного человек появился на свет (циклический знак дня рождения).

Знак дня своего рождения, конечно, тоже лучше уточнить по календарю. Но можно воспользоваться все той же таблицей 2, где приводятся коэффициенты пересчета солнечных лет в лунные на 1 января каждого года.

Для этого к коэффициенту вашего года следует прибавить число дней, прошедших от 1 января до вашего дня рождения (включая сам день рождения): 30 оставшихся дней января, 28 (в високосном году 29) дней февраля, и так далее. Полученное число следует разделить на 12, выделив остаток, который и покажет номер знака вашего дня рождения по следующему списку:

1 Заяц 7 Петух

2 Дракон 8 Собака

3 Змея 9 Свинья

4 Лошадь 10 Мышь

5 Овца 11 Бык

6 Обезьяна 12 Тигр

Для примера воспользуемся той же датой 10 апреля 1979 года. Коэффициент на 1 января 1979 года равен 61. Добавляем к этому числу 30 оставшихся дней января, 28 дней февраля, 31 день марта и 10 дней апреля:

61 + (30 + 28 + 31 + 10) = 160

Находим остаток:

160: 12 = 13 Четверка, полученная в остатке, дает день Лошади.

Здесь, кстати, следует отметить, что в определении знака дня рождения тибетский (монгольский) и китайский (японский) календарь расходятся на полсуток: в первом за начало, допустим, дня Лошади принимается полночь, а во втором - полдень предыдущих суток. Таким образом, если вы родились до полудня, то знак вашего дня рождения по тибетскому и по китайскому календарю совпадает (в нашем примере - день Лошади), а если после, то по китайскому календарю вы уже родились под следующим знаком (в день Овцы). Так что, зная час своего рождения, вы можете проверить себя по обоим календарям.

А теперь обратимся к предначертаниям.

Мышь. Pодившемуся в день "Мыши, роняющей изо рта драгоценности", надо остерегаться опасностей в 9 день каждого месяца и в десятилетнем возрасте.

Бык, привязанный к человеку: остерегаться 8 дня каждого месяца и восьмилетнего возраста в детстве.

Тигр, пестреющий в лесу: остерегаться 5 дня, 8 месяца и десятилетнего возраста.

Заяц, ушки на макушке: остерегаться шестого и девятого дня каждого месяца.

Дракон, парящий под облаками. Критические числа k~ancn месяца - 4, 5, 10, возраст - 5, 8, 10 лет.

Змея, ползающая по горам. Критические числа - 2 и 5, возраст - девять лет.

Лошадь, сокращающая расстояние. Критические числа - 10 и 12, возраст - восемь лет.

Овца, бегающая по загону. Критический день - 10 число каждого месяца, возраст - 5 и 9 лет.

Обезьяна, все подвергающая насмешкам: критический день - 9 число каждого месяца, критический месяц - девятый, возраст - девять лет.

Петух, кричащий на рассвете. Критический день - 5, месяц девятый, возраст восемь лет.

Собака, стерегущая дом. Критический день - 10, месяц девятый, возраст - восемь лет. Человек, родившийся в этот день, - долгожитель.

Свинья, роющая землю. Критический месяц - 2, возраст - 11 лет.


Тибетский календарь (lo-tho, ་ལོ་ཐོ) является лунно-солнечным.

С древних времен известно о влиянии Луны и ее фаз на здоровье, настроение, события и жизнь человека, а также на поведение животных, рост и развитие растений.

Поэтому уже с древних времен люди старались согласовывать свою жизнь с лунными фазами и лунным циклом .

Общеизвестно и научно доказано, что наиболее сильно влияют на человека четыре основное лунные фазы : новолуние, полнолуние, а также первая и третья четверти Луны .

Эти фазы отражают смену энергетических состояний и каждая из четырех стихий соответствует определенным фазам Луны:

Вода (новолуние)

Воздух (первая четверть)

Огонь (полнолуние)

Земля (последняя четверть).

В связи с этим в древних календарях предписывалось в определенные лунные дни или периоды заниматься тем или иным видом деятельности, а также индивидуальным или коллективным творчеством - наиболее перспективным в зависимости от того, в каком состоянии будет находиться аура большинства людей.

Ниже приведен Календарь стрижки волос , рассчитанный по тибетскому календарю .


Календарь стрижки волос по Тибетскому календарю

1-ый лунный день стрижка волос ведет к сокращению жизни.

2-ой лунный день - стрижка волос привлечет к вам ссоры и тяжбы.

3-ий лунный день - стрижка волос приведет к принесению вреда для организма и может привлечь к вам растраты.

4-ый лунный день - стрижка принесет дискомфорт, привлечет тоску и страх потери близких. Вызовет болезни горла и заболевания полости рта.

5-ый лунный день - стрижка волос приведет к увеличению собственности, вы станете немного богаче.

6-ой лунный день - стричь волосы нежелательно - привлечете простуду, ухудшится обоняние, будете выглядеть больным человеком и на самом деле начнете болеть.

7-ой лунный день - стрижка волос привлечет к вам ссоры и тяжбы, вы можете поконфликтовать с начальником. Существует угроза конфликта с любимым человеком. Сжигающий день по тибетскому календарю, день, когда стрижка волос серьезно ухудшит состояние вашего здоровья.

8-ой лунный день - стрижка привлечет к вам долголетие, хорошее здоровье и сделает вашу жизнь достойной в глазах окружающих (хотя и не сразу, но в ближайшие месяцы).

9-ый лунный день - стрижка волос привлекает болезни.

10-ый лунный день - сжигающий день по тибетским традициям, рекомендуется воздержаться от стрижки, так как это привлечет к вам болезни.

11-ый лунный день - стрижка принесет остроту чувств, увеличит ваши способности к предвидению и проницательность ума.

12-ый лунный день - стричь волосы нельзя - привлекаются несчастья, травмы и повышается вероятность угрозы для жизни.

13-ый лунный день - желательно стричься, так как стрижка принесет счастье и пользу, красивый внешний вид.

14-ый лунный день - стрижка привлечет улучшение деятельности, финансового положения, увеличение собственности и благорасположение начальства. Ради своего же благополучия хотя бы проведите по волосам.

15-ый лунный день - безопаснее воздержаться от стрижки, так как возможны нарушения психики в результате стрижки, повышение давления, головные боли и появление чувства страха. Если не хотите угодить на больничную койку, держитесь подальше от парикмахеров.

16-ый лунный день - лучше от стрижки воздержаться - возникнут несчастья, ошибки. Негативные привычки и пороки проявятся в полной мере, тяга к алкоголю возрастет, а возможность контролировать страсти уменьшится. Стрижка волос может привлечь измену, в результате которой ваше состояние здоровья значительно ухудшится.

17-ый лунный день - в результате стрижки появятся препятствия в делах, возникнут болезни. Высока возможность получения травмы в будущем. Пострадает психика. По восточным поверьям стрижка в этот день привлечет к вам вредоносных духов.

18-ый лунный день - стрижка волос приведет к потере собственности, кражам, могут заболеть ваши домашние животные (они чувствуют грозящие вам опасности и переживают за вас). Также по тибетским традициям это сжигающий день и стрижка волос принесет вам серьезное ухудшение состояния здоровья.

19-ый лунный день - следует обратиться к парикмахеру - стрижка волос продлевает жизнь.

20-ый лунный день - стричь волосы нежелательно, возникнет "отвращение" к жизни.

21-ый лунный день - желательно стричь волосы - привлечете красоту и благополучие.

22-ой лунный день - стрижка привлечет к вам возможность приобретения собственности, но можете поправиться, набрать лишний вес.

23-ий лунный день - стрижка принесет красивый цвет лица, улучшит ваше благосостояние.

24-ый лунный день - очень плохой день для стрижки волос - могут появиться болезни. Хотите быть здоровыми - воздержитесь от стрижки.

25-ый лунный день - стрижка волос увеличит глазное давление и приведет к ухудшению зрения. В результате стрижки обострятся глазные болезни, вероятны воспаления, появление ячменей.

26-ой лунный день

27-ой лунный день - в результате стрижки волос или создания прически вы привлечете к себе радость и счастье.

28-ой лунный день - в результате стрижки волос возрастет очарование внешнего облика, вы будете нравиться людям.

29-ый лунный день - крайне неблагоприятен для стрижки – слишком велик риск привлечь угрозу встречи с серьёзным несчастьем.

30-ый лунный день - стрижка волос может привлечь к человеку угрозу встречи с несчастьем, врагом и может привлечь даже смерть. Также существует вероятность привлечения автоаварии.

Еще больше лайфхаков! Давайте дружить и общаться в VK!

ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА

САГААЛГАН - 2016

9 февраля 2016 года наступит новый год по буддийскому календарю - год Красной огненной Обезьяны.

По буддийской традиции перед встречей Нового года (по-бурятски - Сагаалган ) принято достойно проводить старый год: сделать большую уборку дома, а также принять участие в очищающих обрядах.

5 февраля, пятница, в 18 часов ламы проведут обряд благословения подношений , специально изготовленных к Сагаалгану.

6 февраля, суббота, с 10:00 в течение дня будет проходить молебен Десяти Защитников Учения - Арбан Хангал (Гомбо, Гонгор, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран и Цанба). Молебен проводится с просьбой о защите всех живых существ, об устранении помех и препятствий на пути следования Учению Будды.

7 февраля, воскресенье, в 10:00 пройдет Сахюусан хурал . С 15:00 будет проведен молебен Табан Харюулга, способствующий устранению препятствий, ложных воззрений, различных бед, горестей, болезней тела и ума, преодоления вредоносного влияния внешних факторов. Во время хурала ламы читают ритуальные тексты, направленные на отвращение вреда, куда входят молитвы, обращенные к Белой Таре, Белозонтичной Таре, Зеленой Таре, а также великий текст «Сутра Сердца» («Шэрнин» - бур.яз.) и особый текст «Хамчу Нагбо» - для устранения воздействия дурных помыслов, злых языков, последствий плохих снов.

В 17 часов ламы начнут читать специальный молебен Дугжууба , после чего разведут ритуальный костер . Этот обряд направлен на избавление от горестей, грехов и печалей уходящего года. Он проводится за два дня до наступления нового года по буддийскому календарю. Для костра прихожане дома делают тесто (только мука и вода, без каких-либо добавок) и обтираются небольшими кусочками. Тесто нужно сначала покатать по лбу - символически собирая на него дурные мысли, затем вокруг рта - собирая дурные слова, по груди - очищая душу, потом в ладошках - как бы наматывая на тесто неблаговидные деяния. Можно также прокатать тесто по всей поверхности тела, представляя при этом, что из него вытягивается все плохое: болезни, порча, негативные эмоции. Затем эти небольшие кусочки теста заворачивают в салфетки или бумагу (ни в коем случае не в полиэтилен!), приносят в дацан и бросают в ритуальный костер. В то же время ламы готовят так называемый «соор» - увенчанную черепом высокую пирамиду из реек, бумаги и теста, напоминающую наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают на отдельном костре как символ духовного очищения.

8 февраля, понедельник - день поста (бутуу удэр, или «закрытый день»): с 10:00 - Сахюусан хурал, с 15:00 - молебен Мандал Шива (восхваление Зеленой Тары).

С 22:00 до 5:00 9 февраля - торжественный молебен Балдан Лхамо , посвященный встрече Нового буддистского года Красной огненной Обезьяны.

9 февраля, вторник, в 5 часов утра начнется торжественный молебен Сидор Лхамо , будет отмечаться наступление Сагаалгана, пройдет обмен хадаками (особыми разноцветными шарфами), будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи (пища, в которой содержатся молоко, сметана, творог, масло).

В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях. К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (Великий молебен - тиб.). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах , которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 9 февраля по 23 февраля.

При этом принято на второй день Сагаалгана , 10 февраля, среда, вешать хий морины - совершать обряд запуска «коней ветра удачи». Ламы проведут специальный ритуал освящения хий моринов - Хий Морин Сан . «Конь ветра удачи» - это символ, показывающий состояние благополучия человека.

На 15 день Монлам Ченмо , 23 февраля, вторник, с 10:00 ламы проведут праздничный молебен Чонпрул Дуйсэн. 24 февраля, среда, будет прочитан Додудба - текст из сутры Праджняпарамиты. 25 февраля, четверг, с 10:00 пройдет специальный Сахюусан хурал , посвященный окончанию праздника Монлам Ченмо.

Сагаалган празднуется в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году, также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда вашего жилища.

Тибетская астрология совмещает знания о природных явлениях, временных и пространственных законах и влиянии действий человека на его существование и будущее перерождение. В тибетском гороскопе насчитывается 12 знаков, а знак, доминирующий над личностью, определяется годом рождения. Каждый символ характеризуется особыми доминантными чертами и помогает понять, как достичь гармонии с окружающим миром и преуспеть на жизненном пути.

Для каждого символа в тибетском гороскопе есть рекомендации, с каким знаком будут гармоничны дружеские отношения, с каким сложится легкое общение, кто создаст здоровое соперничество, а каких людей вам стоит избегать, так как отношения с ними будут приносить в вашу жизнь только разрушительную энергию. Также тибетский гороскоп даст советы на 2016 год, исходя из индивидуальных характеристик каждого знака.

Тибетская астрология поможет понять, что следует в себе исправить

Яркий воздушный змей

Годы рождения этого знака: 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000

Представителей этого знака характеризует нестабильность настроений: они то оптимистичны и радостны, то впадают в уныние. Змеи витают над обыденностью и наблюдают с высоты мирскую суету. Этот знак слишком наивен, а излишняя открытость Змеев приводит к их чрезмерной ранимости. Легкость и позитивность в общении, в сочетании с оптимистичным характером, является главной причиной популярности таких личностей.


Ваша наивность будет проблемой в 2016 году

Вокруг представителей этого символа собирается большой круг друзей, их жизнь всегда напоминает праздник. Но такие люди очень легкомысленны - они не думают о будущем, часто не держат слова, поэтому в 2016 году они должны заботиться не только о своем комфорте и спокойствии, но и быть более чуткими к проблемам окружающих.

Годы рождения этого знака: 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001

Люди, рожденные в год Кобры, обладают великими ораторскими способностями, а потому способны воздействовать на толпу и вызывать требуемые эмоции. Они умеют направить энергию людей в нужное им русло. Из-за природной харизмы этому знаку необыкновенно везет в любовных отношениях.


Мудрость поможет Кобре достойно прожить следующий год

Человека-Кобру отличает бескорыстие, граничащее с расточительством, и забота, доходящая до альтруизма. В 2016 году для удачной жизни таким людям следует развивать благоразумие, уметь вовремя остановиться и поменьше предаваться отчаянию. Жизнь состоит не просто из череды сменяющихся событий, и нужно находить время, чтобы побыть в тишине и погрузиться в себя.

Годы рождения этого знака: 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002

Этот символ, по представлению тибетских астрологов, является защитником семьи и дома. Такие люди умеют сочетать юношеские порывы и стариковскую мудрость, обладают способностью интуитивно чувствовать окружающий мир. У Хранителей огня сильные моральные устои.


Больше доверия к людям и они отплатят вам тем же

Они догматичны и мало подвержены влиянию извне. По жизни Хранители огня - одиночки, но в 2016 году им следует чаще посещать светские мероприятия, впускать в свою жизнь новых людей, воспитывать в себе доверие и открываться окружающим - только в этом случае они смогут достичь абсолютной гармонии.

Годы рождения этого знака: 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003

Люди, рожденные в период доминанты этого символа, являются искренними, охотно распахивающими свой внутренний мир. Таких людей характеризует особая щедрость, они фонтанируют энергией и заряжают позитивом всех вокруг. Этот знак очень бережно относится к отношениям между людьми.


Будьте источником позитива, а не проблем!

Источник больше всего боится нанести душевную обиду близкому человеку, поэтому ему чужды предательство и жестокое отношение к окружающим. Правильно понять свое предназначение в 2016 году таким людям поможет внимание к своим мыслям, умение отстаивать свои интересы и развитие интуитивного восприятия.

Нефритовая колонна

Годы рождения этого знака: 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004

Люди, рожденные под покровительством данного символа, по своей природе являются отшельниками и приверженцами уединения, которые избегают мест с массовыми скоплениями людей. Это философы-созерцатели, в которых есть нечто аристократически возвышенное и холодное.


Колоннам нужно учиться терпимее относиться к людям

Люди-Колонны не идут на поводу у других, ведут бурную жизнь, активно и пытливо изучают окружающий мир. В 2016 году этим личностям нужно развивать в себе терпимость и толерантность, а также научиться учитывать потребности близких, чтобы не стать законченными эгоистами и не потерять друзей.

Металлический гонг

Годы рождения этого знак: 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005

Этот символ для жителей Тибета – знак рыцарства. Такие личности отличаются благородным поведением и манерами: они ненавидят предательство, щедро делятся всем, что у них есть, защищают обиженных и обеспечивают покровительство слабым. Они верят в рок и со смирением воспринимают все удары судьбы.


2016 для Гонгов - ваше время пришло, начинайте действовать!

Такие личности самокритичны и часто волевым усилием ограничивают проявление негативных свойств характера. Чтобы стать счастливыми, в 2016 году этим перфекционистам следует прекратить попытки достичь идеала всегда и во всем, и не чураться простых жизненных удовольствий.

Озерная черепаха

Годы рождения этого знак: 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006

Если есть люди, которые сами вершат свою судьбу, то для тибетцев это Черепахи. Им сопутствует удача в достижении целей, так как они умеют создать предпосылки для воплощения своей мечты. Люди, рожденные в этот год, крайне бесхитростны, им чужды закулисные интриги, они всего добиваются методичным и упорным трудом.


Черепахам в 2016 году нужно двигаться быстрее, чтобы поспеть за хозяйкой года -

Это преданные друзья, которые придут на помощь по первому зову, и верные возлюбленные, которые по-настоящему ценят отношения. Такие личности верят, что все вокруг - такие же добрые и искренние, поэтому в 2016 году наивная Озерная черепаха должна проявлять бдительность, чтобы не попасть под влияние коварных людей.

Кожаный браслет

Годы рождения этого знака: 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007

Личностей, рожденных в этот год, тянет ко всему загадочному, потустороннему и хранящему секреты. Это люди с резкими переменами настроения: сегодня Кожаный браслет замкнут в себе и обдумывает угнетающие мысли, но уже на следующий день может стать звездой коллектива, распространяя вокруг смех и веселье. Людей такого типа пугает одиночество, поэтому они находятся в непрекращающемся поиске новых знакомств.


Браслетам следует вести себя раскованнее

Рожденные под знаком Браслета несколько закомплексованы в общении с противоположным полом, но умеют это замаскировать и даже заполучить репутацию сердцеедов. Это независимая личность, которая, однако, демонстрирует сильную привязанность к близким. Для личного развития в 2016 году им нужно уделять много времени для развития самодисциплины и силы воли.

Годы рождения этого знака: 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008

Люди, рожденные в данный год, отличаются небывалой прямолинейностью. По жизни они тоже идут прямо, не сворачивая с намеченного пути. В гороскопе этот символ является олицетворением внутренней силы, неуемной энергии и стойкости к бедам. Эта сила привлекает в окружение буйвола более слабых людей.


Никто не остановит Черного Буйвола на пути к цели

Представителям этого знака 2016 год несет много опасностей, поэтому стоит трезво оценивать собственные силы и избавиться от излишней самоуверенности. Если игнорировать реальную опасность, люди-Буйволы могут рано закончить свою жизнь, поэтому стоит иногда остановиться и тщательно проанализировать все риски.

Годы рождения этого знака: 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009

Представители этого символа с чуткостью воспринимают окружающий мир. Это трепетные личности, мечтатели, которые постоянно погружены в грёзы. При этом людям-Лунам не чужда активность в делах. Их характеризует страстность в любви, в которую они погружаются без оглядки.


Спокойно анализируйте свои неудачи - с них можно извлечь опыт

Луны переменчивы в настроениях, их часто гложет неоправданная ревность, но сами они могут быть крайне непостоянны и склонны к изменам. В 2016 году им нужно воспитывать в себе самоконтроль и сделать все для того, чтобы обуздать негативные эмоции и разрушающие их личность тревоги.

Жаркое солнце

Годы рождения этого знака: 1950, 1962,1974, 1986, 1998, 2010

Людей, рожденных в этот год, характеризует наполненность энергией и неиссякаемая жизненная сила. Они излучают оптимизм, бодрость духа и хорошее настроение. Такие личности всегда верны друзьям и высоко ставят интересы близких. При этом человек-Жаркое солнце очень ценит личную свободу и боится её потерять.


Ваша энергия поможет вам преодолеть все преграды в 2016 году

Когда такой человек становится старше, он склонен к разочарованиям. Солнце скептично смотрит на мир и людей, и даже может стать брюзгой, поэтому ему нужно поддерживать в себе задор и энергию молодости. В 2016 году людям, рожденным в год Жаркого Солнца, следует научиться смотреть на мир через призму реализма и объективной самооценки.

Монах в сопровождении обезьяны

Годы рождения этого знака: 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011

Этот знак отличает жизнерадостное отношение к миру и жизни. Монахи имеют живую фантазию. Это доброжелательные личности, которые ценят общение и хорошую компанию. Они верны своим партнерам в любви и не размениваются на мимолетные симпатии. Такие люди - известные спорщики, они не прочь подискутировать на разные темы, и даже могут разругаться из-за несхожести взглядов.


Хозяйка года благоволит вам, год удачен для любых начинаний

Рожденные в этот год личности ценят доброту, искренность и не терпят лицемеров. В 2016 году им нужно больше прислушиваться к другим и понимать, что не каждый может легко переживать жизненные трудности, а их близкие часто нуждаются во внимании и поддержке, которые может им обеспечить человек-Монах.


Arrow down Arrow up

Тибетская система астрономии и астрологии чрезвычайно сложна. Чтобы изучить и освоить её, на астрологическом отделении Тибетского института медицины и астрологии в Дхарамсале (Индия) требуется пять лет. Студенты учатся вычислять всё вручную традиционным способом, они пишут пером по деревянной доске, покрытой сажей. Нет составленных полных эфемерид, в которых можно искать готовые цифры. Одна из главных составляющих обучения – математика, применяемая во всех вычислениях.

Система Калачакры, подобно индуистским традициям, предоставляет формулы для определения «пяти планет и пяти входящих в календарь показателей». Пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Их положение, а также положение Солнца, Луны и лунных узлов рассчитаны для тибетских эфемерид в соответствии с определённой математической моделью, как и в древнегреческой системе. Этим система Калачакры отличается от китайской астрономии, в которой положения и движение небесных тел устанавливают, главным образом наблюдая за небом. Применяемая иногда китайская математика в основном алгебраическая.

Определяя и описывая движение планет, древние греки преимущественно использовали геометрию, а именно различные геометрические пропорции. Индуистская система разработала синусоиду, то есть применяла тригонометрические, а не только геометрические методы. Вычисления в тибетской системе, с другой стороны, не содержат ни геометрических пропорций, ни тригонометрических функций – только арифметику.

Календарь и альманах составляют с помощью расчёта пяти календарных характеристик: лунных дней недели, дня лунного месяца, созвездия луны, периода сочетания и периода действия. Первые две используются для гармонизации лунного и солнечного календарей.

И в тибетской, и в индуистской системах представлены три типа дней. Зодиакальный день – время, за которое Солнце проходит один из 360-ти градусов Зодиака. Солнечный день – период от рассвета до рассвета. Дни лунной даты, сопоставленные с фазами Луны, – это время, за которое Луна проходит одну тридцатую часть расстояния между положениями новой луны в соседних знаках Зодиака. Начало дней лунной даты получают математическим методом, похожим на используемый для определения положения Солнца и планет. Их считают, применяя цикл семи лунных дней недели, названных в соответствии с названиями дней недели, которые, как было замечено выше, совпадают с названиями семи планет. Чтобы согласовать лунный и солнечный календари, лунные дни недели необходимо привести в соответствие с солнечными. Это сложно.

Во-первых, новолуние не происходит каждый месяц точно в одно и то же время. Поэтому Луна может начать проходить одно из этих небольших расстояний, длиной в одну тринадцатую часть цикла, в любое время солнечного дня. Период прохождения одной тридцатой части цикла называют в соответствии с названием дня недели. Таким образом, день недели может начинаться в разное время солнечного дня.

Более того, Луне необходимо разное время для прохождения каждого из этих небольших тридцати расстояний, так как её скорость меняется в зависимости от её положения и положения Солнца в Зодиаке. Поэтому число лунных дней недели, прошедших между началами двух последовательных солнечных дней, непостоянно, так как длительность лунного дня недели также изменяется.

Дни лунного месяца, составляющие вторую календарную характеристику, нумеруют от единицы до тридцати; они длятся от рассвета до рассвета, как и солнечные дни. Проблема в том, чтобы определить, какой лунный день назначить каждому дню недели. Решение не столь очевидно, так как начало и длительность лунных дней недели – которые определяют дни недели, поскольку называются воскресеньем, понедельником и так далее, – не совпадают.

Правило в том, что день недели определяется по лунному дню недели, который попадает на начало лунного дня. Например, лунный день недели, скажем понедельник, может начинаться в полдень второго дня месяца и заканчиваться в полдень третьего. Поскольку на момент начала третьего лунного дня – принято считать, что день начинается в 5 часов утра, – лунный день недели по-прежнему понедельник, то и третий день месяца – понедельник.

День недели не может быть удвоен или пропущен. Сразу за воскресеньем должен следовать понедельник, а не ещё одно воскресенье или среда. Тем не менее, иногда две последовательные даты начинаются на протяжении одного и того же лунного дня недели. Например, лунный понедельник может начаться за пять минут до начала третьего дня, а следующий день, вторник – через пять минут после начала четвёртого дня. То есть оба, третий и четвертый дни, – понедельники! Но двух понедельников подряд быть не может. Одна из этих дат должна быть пропущена. Поэтому в тибетском календаре некоторые дни месяца отсутствуют.

И наоборот, иногда начало двух лунных дней недели происходит до начала следующего дня. Например, если лунный понедельник начался спустя пять минут после начала третьего дня и закончился за пять минут до начала четвёртого дня, тогда, по первому правилу, третий день должен быть воскресеньем, а четвёртый – вторником, то есть понедельника не будет. Но, поскольку за воскресеньем не может следовать вторник, их должен разделять понедельник, то одну из этих дат следует удвоить, чтобы добавить понедельник. Поэтому иногда в тибетском месяце есть два восьмых или два двадцать пятых числа.

Чтобы ещё больше согласовать лунный календарь с солнечным, время от времени необходимо добавлять тринадцатый месяц – удвоенный, или високосный. Правила, когда дни месяца следует удваивать или пропускать и когда следует добавлять дополнительный месяц, отличаются в разных тибетских астрологических традициях. Именно в этом их главное отличие. Для различных индуистских календарей тоже характерно удвоение и пропуск дат. Кроме того, и в них, и в классическом китайском календаре есть удвоенные месяцы. Однако правила отличаются от принятых в тибетских системах.

Третья календарная характеристика – это лунное созвездие. Эта характеристика не имеет отношения к действительному положению Луны на момент начала лунной даты, рассчитанному методом пяти планет, но скорее к её следующему связанному созвездию . Для любой лунной даты это положение Луны в созвездии на начало лунного дня недели, который пришёлся на момент начала этой даты и в соответствии с которым этой дате был присвоен день недели.

Четвертая и пятая характеристики – это периоды сочетаний и действий. Есть двадцать семь периодов сочетаний. Каждый из них – это период, на протяжении которого общее перемещение Солнца и Луны равно одной двадцать седьмой части Зодиака. То есть для любого момента времени мы получаем период сочетания, добавляя уточнённое положение Солнца по отношению к положению следующего связанного с Луной созвездия. Таким образом, эти периоды начинаются в разное время. У каждого из них есть собственное название и толкование; некоторые из них менее благоприятны, чем другие.

И наконец, есть одиннадцать периодов действий, которые получаются делением тридцати лунных дат несимметричным методом. Нет необходимости описывать здесь это подробно. У каждого из одиннадцати периодов действий есть название, и точно так же одни менее, а другие более благоприятны для разных видов деятельности.

Особые даты тибетского календаря Arrow down Arrow up

Тибетские календарь и альманах играют важную роль в жизни тибетцев. Одно из наиболее важных применений – определение дат различных буддийских церемоний подношений, или цогов (tsog ). Десятое число как прибывающей, так и убывающей луны, другими словами, десятое и двадцать пятое число каждого лунного месяца – день, когда совершают ритуальные подношения медитативным образам будд Чакрасамваре, иногда именуемому Херукой, и Ваджрайогини, а также Гуру Ринпоче Падмасамбхаве, основателю традиции ньингма. Из этих дней двадцать пятый день одиннадцатого тибетского месяца – самый важный день Чакрасамвары, а десятый двенадцатого месяца – Ваджрайогини. Восьмые дни каждого тибетского месяца – особые дни для подношений Таре. Эти ритуалы совершают только на прибывающей фазе Луны.

Если, к примеру, в тибетском месяце два десятых дня, церемонию подношения выполняют в первый. Если в месяце десятый день пропущен, церемонию проводят в девятый. Это правило распространяется на все религиозные практики, которые проводят в особые благоприятные дни тибетского календаря.

В каждой традиции тибетского буддизма и в каждом монастыре разных традиций расписание ритуалов, проводимых в течение года, определяется в соответствии с тибетским календарем. Летний ретрит обычно проходит с шестнадцатого числа шестого тибетского месяца по тридцатое седьмого месяца. Этот период известен как ранний летний ретрит. Тантрические монастыри Лхасы Гьюто и Гьюме проводят поздний летний ретрит с шестнадцатого числа седьмого тибетского месяца по тридцатое восьмого месяца. Кроме того, в традиции гелуг двадцать девятое число каждого лунного месяца – особый день медитативного образа Ваджрабхайравы, также известного как Ямантака, на которого особо полагаются как на защитника от препятствий. Поэтому считается, что медитативные ретриты для интенсивной практики лучше всего начинать в этот день любого тибетского месяца.

Буддийским праздником Весак отмечают не только паринирвану, или уход, Будды Шакьямуни, но также дату его рождения и просветления. Слово «Весак», или иногда «Уосак», произошло от палийского названия – распространённого в странах, где практикуют тхераваду, – санскритского месяца вайшакха, второго месяца Калачакры и четвёртого месяца тибетского календаря. Этот праздник отмечают в полнолуние, то есть в пятнадцатый день месяца. Поскольку календарь тхеравады отличается от тибетского и заимствован у одной из индуистских систем, Весак по этому календарю отмечается на месяц раньше, чем по тибетскому.

Празднуют и два других события из жизни Будды Шакьямуни. После того как Будда явил просветление под деревом бодхи в Бодхгае, его первым учеником была его мать, которая умерла при родах и переродилась на Небесах Тридцати Трёх Богов или, согласно некоторым источникам, на Небесах Тушиты. Будда отправился туда, чтобы учить её. Возвращение Будды в этот мир отмечают в праздник Нисхождения из божественного мира в четвёртый день шестого тибетского месяца. Затем Будда отправился в Сарнатх и в Оленьем парке учил своих первых учеников-людей. Это событие отмечают в праздник Поворотов колёса учений в двадцать второй день девятого тибетского месяца.

В каждой из тибетских линий передачи также есть собственные особые дни. Так, в традиции гелуг праздник Пятых Подношений Гандена (Ганден нгамчо), который отмечают в двадцать пятый день десятого тибетского месяца, посвящён уходу Цонкапы. Монлам, Большой молитвенный фестиваль в Лхасе, отмечают с третьего по двадцать четвёртый день первого тибетского месяца. В последний день праздника по традиции происходит церемония выбрасывания ритуального пирога, проводимая государственным оракулом Нечунга, во время которой символически устраняются все препятствия в новом году. На следующий день после этой церемонии, в двадцать пятый день первого месяца, празднуют фестиваль Приглашения Майтреи. В этот день процессия обходит вокруг Лхасы, везя изображение Майтреи, грядущего будды, в богато украшенной повозке.

Также по особым датам просят совета оракулов. Тибетское правительство традиционно советуется с государственным оракулом Нечунга в десятый день первого месяца. В Тибете настоятели монастыря Дрепунг регулярно советуются с оракулом Нечунга во второй день каждого тибетского месяца.

В тибетских календарях регулярно приводят три типа неблагоприятных дат. «Плохие дни» отмечают буквой «ща», и они длятся от рассвета до рассвета. «Чёрные дни» отмечают буквой «нья», они распространяются только на дневное время. И те и другие приходятся на определённые дни каждого года, по одному дню на каждый месяц Калачакры. Третий тип неблагоприятных дней, которые отмечают буквой «я», продолжается и днём и ночью. Он известен как «дни Янь Куон», по имени китайского божества. Как правило, в каждом году тринадцать таких дней, и они приходятся на определённые даты месяцев обширного китайского стиля жёлтой системы вычислений. Более того, в соответствии с унаследованной из Китая системы вычисления стихий, каждый год содержит два «чёрных», или неблагоприятных, месяца, и время от времени случается «чёрный» год.

Ещё один тип дат тибетского календаря отмечают буквой «са», – даты проходящей дважды в месяц церемонии соджонг – ритуала очищения и восстановления обетов для монахов и монахинь. Первая церемония в году проходит в пятнадцатый солнечный день после нового года. Тибетские месяцы начинаются на прибывающей фазе Луны. Второй соджонг происходит каждый месяц в конце фазы убывающей Луны, через четырнадцать лунных дней после первой церемонии. Если попадаются удвоенные числа, при расчёте обе даты считаются за одну. Если какое-либо число месяца пропущено, при расчёте добавляется дополнительное число, чтобы получить четырнадцать. Первый соджонг каждого месяца, в конце прибывающей фазы Луны, проходит через пятнадцать солнечных дней после предыдущей церемонии, без учёта удвоенных или пропущенных чисел.

Следует обратить внимание на то, что половина месяца, когда Луна прибывает, в целом считается более благоприятной, чем половина месяца убывающей Луны. Поэтому большинство тибетцев начинают созидательные, положительные практики в первую половину лунного месяца, чтобы результат усиливался и развивался подобно растущей Луне.

Благоприятные и неблагоприятные дни Arrow down Arrow up

Кроме того, одни дни считаются благоприятными, а другие неблагоприятными для той или иной деятельности. Например, девятый, девятнадцатый и двадцать девятый дни лунного месяца благоприятны для начала путешествия, а так называемые даты «водного фильтра» – второй, восьмой, четырнадцатый, двадцатый и двадцать шестой дни – неблагоприятны для путешествий. Поэтому, если тибетцы не могут отправиться в путешествие в благоприятный день, они зачастую берут часть своего багажа и переносят его вдоль дороги к другому дому в благоприятный день, то есть символически начинают путешествие в благоприятный день. Если же кто-нибудь умирает в девятый, девятнадцатый, двадцать девятый день или в день, когда луна находится в девятом созвездии, или в воскресенье, и особенно в день, когда все эти три события совпали, это считается очень неблагоприятным для тех, кто остался жив.

Самый неблагоприятный день в году – это «день девяти плохих примет». Он начинается в полдень шестого дня одиннадцатого тибетского месяца и длится до полудня седьмого дня. В это время большинство тибетцев стараются не совершать особых религиозных или других положительных практик, а вместо этого устраивают пикники, отдыхают и играют. История этой традиции: во времена Будды один человек пытался в этот день сделать много положительных дел, но с ним случились девять неприятностей. Будда посоветовал в будущем не пытаться делать в этот день года много хорошего.

Следующие за этим днём двадцать четыре часа, с полудня седьмого дня одиннадцатого месяца до полудня восьмого дня, – «день десяти хороших примет». В этот день во времена Будды с тем же человеком произошли десять замечательных событий, когда он продолжил созидательные дела. Таким образом, этот период считается очень подходящим для положительных планов, но по большей части тибетцы также проводят это время в пикниках и играх.

В альманахе приведены два других заслуживающих внимания периода года. Первый называется «восход звезды Риши». Этот период начинается в определённый рассчитываемый момент восьмого тибетского месяца и длится семь дней. На его протяжении свет от звезды Риши попадает на камень в короне некой мистической статуи, и из него струится нектар, поэтому горячие источники в это время наиболее действенны, и эти семь дней – так называемые банные дни, когда тибетцы отправляются к горячим источникам для лечения.

Другой период зовётся «днями ядовитой свиньи». Он также длится семь дней и начинается в другой рассчитываемый момент пятого тибетского месяца. На протяжении этих дней из-за загрязнённых дождей вода становится ядовитой. Какие бы лекарственные травы ни были собраны в эти дни – все будут ядовитыми. Кроме того, горячие источники будут очень вредны, и потому их избегают.

Хотя, согласно унаследованной из Китая системе вычисления стихий, на протяжении нашей жизни есть множество периодов препятствий, наиболее важный по мнению тибетцев – «год препятствия возраста». Это годы, которыми правит животное нашего года рождения. Например, если мы родились в год крысы, каждый последующий год крысы будет годом препятствия. То есть этот период случается каждые двенадцать лет. Согласно тибетскому способу вычисления возраста, как было описано выше, в первый из этих лет наш возраст равен одному году, во второй – тринадцать и так далее.

Распространённое использование астрологии тибетцами Arrow down Arrow up

Хорарная астрология, проверка благоприятности того или иного часа дня, – главная астрологическая характеристика, получаемая из тибетского альманаха. Эта характеристика также играет существенную роль в тибетской жизни. Она основана на первых двух календарных характеристиках: лунных днях недели и лунном созвездии.

Каждое из двадцати восьми лунных созвездий и каждый из семи лунных дней недели, как и все небесные тела, связаны с одной из четырёх стихий. Это четыре из пяти индийских стихий: земля, вода, огонь и ветер. Для определённой даты сопоставляют стихию следующего связанного лунного созвездия со стихией лунного дня недели. У каждого из возможных десяти сочетаний есть толкование, на основе которого принимают решение о том, подходит это время для определённого действия или нет.

Это система десяти малых соответствий. Например, если нам необходимо по окончании медитативного ретрита совершить церемонию подношения огня, то наиболее благоприятно выбрать час из периода двойного огня (огонь-огонь), что усилит огонь, а не из периода вода-огонь, который потушит пламя.

Чаще всего тибетцы советуются с астрологами по поводу гороскопов новорождённых, а также о бракосочетании и смерти. Чтобы составить гороскоп, объединяют аспекты как белых, так и чёрных систем вычислений. Особенно тибетские родители интересуются предполагаемой продолжительностью жизни своих детей. Если ожидается короткая жизнь и множество препятствий, совершают религиозные церемонии, рекомендованные гороскопом, а также изготовляют статуи и изображения.

Перед бракосочетанием проверяют совместимость пары, как было уже сказано выше, сравнивая различные аспекты камня и триграммы жениха и невесты. Суббота – день процветания. Поэтому в вычислениях для бракосочетания суббота считается лучшим днём недели для переезда невесты в семью жениха. Семья пары сообщает астрологу о предполагаемой неделе бракосочетания. Затем при помощи системы десяти малых соответствий выбирают наиболее благоприятный на этой неделе день и время свадьбы. Если получается, что благоприятный день – суббота, то всегда лучше отложить свадьбу до субботы. Если суббота неблагоприятный день, тогда выбирается следующий, наиболее близкий благоприятный день, хотя невесте всё же советуют переехать в дом жениха в предшествующую субботу.

Почти каждый тибетец будет советоваться с астрологом в случае смерти близкого человека. В зависимости от времени смерти при помощи унаследованной из Китая системы стихий вычисляют время и направление, в котором следует выносить умершего из помещения, чтобы совершить погребение или кремацию. Точное время кремации или погребения не вычисляют; в вычислениях также не используются благоприятные и неблагоприятные дни, определяемые при помощи десяти малых соответствий. Но определяют тип церемоний, которые необходимо провести для умершего, особенно если смерть была связана с вредоносными духами.

Тибетцы также обращаются к астрологу за советом по поводу благоприятных дней для переезда в новый дом, открытия нового магазина и делового путешествия. Последнее в Тибете связано с днём и временем, подходящим для отправления каравана, а в Индии чаще всего таким образом рассчитывают, когда оставить дом и отправиться продавать готовые свитера и одежду на улицах различных отдалённых индийских городов. Это наиболее распространённый источник средств к существованию тибетцев в изгнании.

Кроме того, всегда стараются выбрать благоприятные дни, когда возводят на престол молодого воплощённого ламу, когда он позже совершает официальные подношения своему монастырю перед началом обучения, когда семья отправляет ребёнка поступать в женский или мужской монастырь и когда новый геше, закончив религиозное образование и сдав экзамены, совершает официальные подношения своему монастырю. Также по тибетской традиции первый раз младенцу стригут волосы примерно через год после рождения. Это должно быть сделано в благоприятный день: считается, что в противном случае у младенца появятся гнойники или раны.

Тибетские врачи консультируются с медицинскими астрологами по поводу лучших дней недели для специального лечения пациента, например для моксатерапии (прижигания) или акупунктуры золотой иглой. Для этого, в соответствии с натальным животным пациента, выбирают его дни жизненной силы и духа жизни, а смертельных дней избегают.

Подношение церемонии долгой жизни ламе совершают рано утром в день его жизненной силы или духа жизни. Его Святейшество Далай-лама XIV родился в год земляной свиньи. Поскольку день его духа жизни – среда, многие ламы начинают давать дискурсы (khrid , устные наставления) в этот день недели, так как он считается благоприятным. Когда необходимо провести ритуальные церемонии, чтобы помочь больному, также выбирают его или её дни жизненной силы или духа жизни.

И ещё один повод, по которому тибетцы часто советуются с астрологами, – будет ли в этом году успешным их дело. Астролог составляет прогноз по схеме из системы «возникающей из гласных». Вопрос должен быть задан официально, в вычислениях принимают в расчёт количество слов в вопросе и число людей в комнате на тот момент, когда был задан вопрос.

Буддийский подход к астрологии Arrow down Arrow up

На толкование того или иного периода, как в целом, так и для определённого человека, могут влиять множество переменных, поэтому что-то в толковании всегда будет не так. Не все факторы одинаково важны. В каждом случае рассматриваются только некоторые переменные, и некоторые из них отменяют другие. Таким образом, если путешествие можно начать девятого, девятнадцатого или двадцать девятого, а уполномочивающее посвящение Калачакры может быть дано в полнолуние, то неблагоприятность других факторов не столь важна.

Цель этой системы не в том, чтобы парализовать людей предрассудками. Наоборот, она предлагает что-то похожее на прогноз погоды. Если мы знаем, что какой-нибудь день может быть не столь благоприятен, мы можем применить особые защитные средства, выполнив церемонии, поступая по-доброму, осторожно и так далее, чтобы преодолеть проблемы или избежать их. Это похоже на то, как мы берём с собой зонтик, если слышим, что может пойти дождь.

Буддизм не рассматривает астрологию с точки зрения влияния небесных тел – независимых сущностей, совершенно несвязанных с умственным потоком каждой личности, – а скорее как отражение последствий нашего прошлого импульсивного поведения, или кармы. Гороскоп, таким образом, почти что карта, позволяющая читать аспекты нашей кармы. Одним из всеобъемлющих результатов наших импульсивных действий в прошлых жизнях будет отражение нашей кармической ситуации в астрономической и астрологической конфигурации нашего рождения. Поэтому астрологические и астрономические сведения способны дать некоторое представление о последствиях, которые могут возникнуть из-за наших предыдущих импульсивных поступков, если мы не обратимся к защитным средствам, чтобы изменить ситуацию. Таким образом, это помогает нам узнать, как справляться с любым затруднением. Кроме того, альманах указывает на всеобъемлющие результаты, совместно вызванные действиями большого количества людей, которые будут переживаться также совместно.

В буддийском мировоззрении нет ничего фаталистического. Текущая ситуация возникла из причин и условий. Если мы внимательно «прочитаем» ситуацию, мы можем поступать так, чтобы создать другие причины и условия для её улучшения уже в этой жизни, на пользу себе и другим. Это не означает, что нам нужно совершить подношения или принести жертвы различным божествам небесных тел, чтобы задобрить их и предотвратить вред, но скорее изменить своё собственное состояние ума и поведение.

Когда для продления жизни человеку советуют изготовить статую или изображение определённого медитативного образа будды, многим может казаться, что это делается для того, чтобы заполучить расположение медитативного образа. Это малограмотное заблуждение. Наиболее действенно само состояние ума, возникшее при этом. Если это страх или эгоизм, эффект будет минимальным. Чтобы продлить нашу жизнь и улучшить здоровье и материальное благополучие, гораздо более действенны особые медитативные практики, которые совершаются с мотивацией быть в состоянии приносить пользу другим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: