Секреты долголетия шаолиньских монахов. Тренировка c монахами Шаолиня: мяса нет, а сила есть Монахи шаолинь какие пьют лекарственные травы

Диета Шаолинь пришла к нам из глубины веков - по слухам, именно ее придерживались монахи перед ответственными соревнованиями. Диетическое питание позволяло им совершенствовать свое тело, а заодно и достигать полного сосредоточения. Предлагаемое вашему вниманию меню принесет пользу и простым обывателям.

Основные правила питания монахов Шаолиня

Монахи Шаолиня и в повседневной жизни не слишком роскошествовали за столом - питание было рациональным и сбалансированным, но при этом - строго вегетарианским. Жиры и белки животного происхождения монахи заменяли растительными аналогами. Меню монахов изменялось в зависимости от сезона, но основой рациона всегда оставались масличные культуры, бобы, злаки. Дополнением служили сезонные овощи. Стоит заметить, что повара Шаолиня уделяли большое внимание не только пользе блюд, но и эстетической стороне, а также вкусовой гамме. Кулинарные рецепты, вышедшие за стены монастыря, пользовались неизменной популярностью. Обязательным ингредиентом любых блюд были коренья и травы.

Рацион диеты Шаолинь

  • После пробуждения: зерна риса в сыром виде (количество должно быть равным возрасту). Монахи жевали рис прямо в сыром виде, смачивая его слюной и не запивая.
  • Обед и ужин: вегетарианское меню
  • После 18.00: овощи и фрукты

За 10 дней такой методики похудения можно потерять 3-5 кг лишнего веса. Периодичность проведения данной диеты - каждые 1.5-2 месяца.

Секретное оружие диеты - рис

Рис прекрасно насыщает и обеспечивает организм полезными элементами. В своем составе рис имеет белки, углеводы, а также небольшое количество жиров. Из микроэлементов стоит выделить магний, кальций, фосфор, а из витаминов - РР и группу В. Рис обеспечивает правильную работу кишечника, а также связывает и выводит лишнюю жидкость и шлаки. Насыщенные пользой зерна, употребленные в сыром виде, стимулируют процесс похудения и очищения.

Диета Шаолинь - простая методика похудения, не требующая серьезных жертв. Вы вполне можете использовать приведенное в статье меню, не откладывая дело «на понедельник». Удачи!

Небольшое видео о тренировках и вегитарианском питании монахов Шаолинь.

Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.

Психофизическая подготовка монахов в Шаолине

Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.

Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.

Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.

Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.

В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.

После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.

Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.

Ученики изучали "внешнее" и "внутреннее" искусство. "Внешнее искусство" (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.

Вот как, например, совершенствовались монахи в "искусстве пальца" (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли "железный палец", ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.

"Внутреннее искусство" (нэй гун) включало в себя различные упражнения на использование внутренней энергии ци. Наставники учили, что удар следует наносить не силой, а энергией.

Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во "внутреннем" и "внешнем" искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.

Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.

После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.

По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.

Экзамен включал в себя теоретическую практическую части. Сначала проводился устный экзамен-собеседование по истории монастыря, по каноническим книгам, по истории и теории воинского искусства Шаолиня. Затем экзаменуемый должен был на практике продемонстрировать свое боевое искусство. Для этого он проводил бой с одним и несколькими противниками с оружием и без оружия. Схватки были жестокими, смертельных случаев не было, но серьезные травмы случались нередко. Многие не проходили этого испытания и оказывались в монастырской больнице, где, впрочем, монахи-лекари быстро ставили их на ноги.

Наконец, самым серьезным испытанием считалось прохождение затемненного коридора с установленными там 108 манекенами. Манекены приводились в движение тайными механизмами, которые были соединены с половицами в коридоре. Стоило наступить на такую половицу, как скрытая в темноте кукла сразу наносила удар. Идущий по коридору должен был уклониться от удара, поставить блок и ответить на удар. Двигаться по коридору надо было очень быстро, испытуемый должен был достичь конца коридора раньше, чем догорит свеча. Когда монах проходил весь коридор, путь ему преграждал огромный треножник с углями; чтобы выйти из коридора, надо было поднять и переставить его. Если монах это делал, то на его предплечьях выжигалось изображение тигра и дракона. Это клеймо оставалось на всю жизнь и являлось доказательством мастерства его владельца.

"Цигун и Спорт" №3 1994 год.

Философия Дао очень схожа с йогической.

Десять испытаний Люй Дунбиня:
1. После одного из своих путешествий Люй Дунбинь возвратился домой и обнаружил, что вся его семья умерла от болезни. Он стойко перенес столь тяжелую превратность судьбы, и сам похо­ронил их. Несмотря на сложность этого события, он не сломался и продолжил свои занятия.

2. Работая продавцом на рынке, Люй Дун­бинь однажды заметил, что один из покупателей недодал ему денег за товар. Он остался невозму­тим, понимая, что если он потребует недостающих денег, ситуация может выйди из-под контроля, закончившись скандалом, который нарушит ритм его существования.

3. Однажды, во время празднования китай­ского Нового Года, он встретил бедняка на улице и подал тому пищи и денег. Вместо благодарности бедняк начал ругаться и проклинать его. В ответ Люй Дунбинь извинился за то, что потревожил его, и, улыбаясь, ушел.

4. Когда Люй Дунбинь пас овец в горах, его сосредоточенность и концентрация помогли ему спасти стадо от нападения волков. Это позволило не только уберечь стадо, но и не стать заложни­ком долга, который ему пришлось бы выплачивать хозяину.

5. Когда Люй Дунбинь занимался даосскими практиками в горах, ему явилась красивая девуш­ка, которая попыталась отвлечь его внимание. Это продолжалось три дня, однако она так и не смо­гла поколебать дух бессмертного.

6. Однажды вор пробрался в дом Люй Дунбиня и унес его и так небогатые пожитки. Хотя Люй Дунбинь заметил убегающего вора, но в тот момент он практиковал и не захотел прерывать свои занятия. Вернувшись домой, он решил закопать тяжелый семейный сундук, чтобы спасти хотя бы его от воров. Копая, он нашел золото. Бес­смертный вытащил золото и раздал его окружаю­щим, а сундук положил на место золота.

7. Однажды Люй Дунбинь купил кусок проволоки для починки забора, но, придя домой, обнаружил, что она золотая. Тогда он вернулся в магазин и поменял свой моток проволоки на мед­ный.

8. Однажды Люй Дунбинь шел по рынку в поисках еды. Вдруг он увидел даоса, который, чтобы его не тревожили покупатели, кричал, что все его лепешки смертельны. Однако Люй Дун­бинь купил одну из них, попробовал и остался весьма доволен.

9. При переправе через реку лодку, в которой находился Люй, настигла буря. В лодке нача­ лось смятение, все стали бегать и кричать, некоторые из-за паники упали за борт. Только Люй Дун­бинь сидел спокойно, позволяя лодке сохранять равновесие и не давая ей перевернуться.

10. Однажды ночью в дом Люй Дунбиня при­летели привидения и стали его пугать. Одно из них сказало, что Люй Дунбинь был повинен в его гибели в одном из своих прошлых воплощений, и за это он должен расплатиться своей жизнью. Люй Дунбинь не стал с ним спорить, и уже при­готовился убить себя, как вдруг раздался громкий хлопок и появился Хань Чжунли, который, улыба­ясь, поздравил его с прохождением испытаний и с посвящением в ряды бессмертных.

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Уши или Кунфу – это далеко не все, чем славил Шаолинь. «Буддизм, ушу и медицина» -- это три основные части шаолиньской культуры. Как говорят, «медицина и буддизм спасают от бедности, приносят пользу». Именно в этом заключается шаолиньский дух.

Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

На протяжении более 1500 лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках. Итак, медитация - первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.

Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин - чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.

При строгом питании монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Стоит отметить, что при монастыре Шаолинь работает специальное бюро, которое отвечает за развитие буддийской медицины. Оно было создано еще в 1217 году в качестве лебечницы для монахов Шаолиня и местных жителей.

Бюро медицины Шаолиня прилагает многосторонние усилия для распространения буддийской медицины. Шаолинь бережно хранит древние манускрипты по традиционной буддийской медицине, создает медикаменты с помощью новых технологий, совершенствует лечебно-санитарную практику.

Сегодня Бюро медицины Шаолиня разработало и производит более десятка серий медикаментов, включая лекарства наружного применения, «буддийский чай» и др. Все эти медикаменты пользуются популярностью.

Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Уши или Кунфу - это далеко не все, чем славил Шаолинь. «Буддизм, ушу и медицина» -- это три основные части шаолиньской культуры. Как говорят, «медицина и буддизм спасают от бедности, приносят пользу». Именно в этом заключается шаолиньский дух.

Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.

На протяжении более 1500 лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.

Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают «семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.

Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.

Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно
залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.


Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».

Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.


В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.

Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.







При строгом питании монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай, заваривая его из трав в зависимости от погодных условий, связанных со сменой времен года. Употребление такого чая способствует оздоровлению желудка, подъему «духа» и продлению жизни.

Стоит отметить, что при монастыре Шаолинь работает специальное бюро, которое отвечает за развитие буддийской медицины. Оно было создано еще в 1217 году в качестве лебечницы для монахов Шаолиня и местных жителей.

Бюро медицины Шаолиня прилагает многосторонние усилия для распространения буддийской медицины. Шаолинь бережно хранит древние манускрипты по традиционной буддийской медицине, создает медикаменты с помощью новых технологий, совершенствует лечебно-санитарную практику.

Сегодня Бюро медицины Шаолиня разработало и производит более десятка серий медикаментов, включая лекарства наружного применения, «буддийский чай» и др. Все эти медикаменты пользуются популярностью.

Диета Шаолинь пришла к нам из глубины веков – по слухам, именно ее придерживались монахи перед ответственными соревнованиями. Диетическое питание позволяло им совершенствовать свое тело, а заодно и достигать полного сосредоточения. Предлагаемое вашему вниманию меню принесет пользу и простым обывателям.

Основные правила питания монахов Шаолиня

Монахи Шаолиня и в повседневной жизни не слишком роскошествовали за столом – питание было рациональным и сбалансированным, но при этом строго вегетарианским. Жиры и белки животного происхождения монахи заменяли растительными аналогами. Меню монахов изменялось в зависимости от сезона, но основой рациона всегда оставались масличные культуры, бобы, злаки. Дополнением служили сезонные овощи. Стоит заметить, что повара Шаолиня уделяли большое внимание не только пользе блюд, но и эстетической стороне, а также вкусовой гамме. Кулинарные рецепты, вышедшие за стены монастыря, пользовались неизменной популярностью. Обязательным ингредиентом любых блюд были коренья и травы.

Рацион диеты Шаолинь

После пробуждения: зерна риса в сыром виде (количество должно быть равным возрасту). Монахи жевали рис прямо в сыром виде, смачивая его слюной и не запивая. Обед и ужин: вегетарианское меню После 18.00: овощи и фрукты

За 10 дней такой методики похудения можно потерять 3-5 кг лишнего веса. Периодичность проведения данной диеты – каждые 1.5-2 месяца.

Секретное оружие диеты – рис

Рис прекрасно насыщает и обеспечивает организм полезными элементами. В своем составе рис имеет белки, углеводы, а также небольшое количество жиров. Из микроэлементов стоит выделить магний, кальций, фосфор, а из витаминов – РР и группу В. Рис обеспечивает правильную работу кишечника, а также связывает и выводит лишнюю жидкость и шлаки. Насыщенные пользой зерна, употребленные в сыром виде, стимулируют процесс похудения и очищения.

Диета Шаолинь – простая методика похудения, не требующая серьезных жертв. Вы вполне можете использовать приведенное в статье меню, не откладывая дело «на понедельник». Удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: